Статья
Психологическая газета № 2 февраль 2005 год.

 

 

В 1990 году для внутриведомственной продажи было выпущено пособие: "Дедовщина" в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения (социально-психологический аспект). Авторы пособия генерал-майор С. И. Съедин, доктор психологических наук, профессор и подполковник В. М. Крук, кандидат психологических наук уделили достаточно внимания опыту профилактической работы командира подразделения В. Г. Мельникова. Мы связались с Валерием Григорьевичем и попросили поделиться мнением с нашими читателями. Предлагаем его статью о работе психолога по профилактике "дедовщины".

 

Так получилось, что практически с первых дней службы многие из окружавших меня людей интересовались моим мнением по тому или иному вопросу, некоторые обращались за помощью, советом. То ли на мне не было печати равнодушия, то ли быстро разнеслась весть о моих трехдневных поисках хозяина обронившего пачку денег, по тем временам сумма была достаточно крупной. Но, так или иначе, помогая другим, выполняя общественное поручение по работе в "народном контроле и являясь дознавателем части, мне приходилось сталкиваться с различными негативными фактами. Их обилие требовало каких-то действий для предотвращения, а значит и какой-то системы знаний для понимания. Возникла потребность в ориентации (это сформулировано сегодня, а тогда понятие "ориентация" адаптация, формула "поведение есть функция от индивидуальных особенностей и ситуации были от нас далеко), в знаниях психологии, социальной психологии.

Иногда, мы слышим, что раньше проблем было меньше. Могу только сказать, что и раньше (по крайней мере, с 1973 года) и сегодня есть и "глухие и "слепые. Они не видели проблем ни тогда, ни сейчас. Хочется пожелать всем военным психологам успехов как активным носителям добра и истины в трудных армейских буднях и поделиться своим видением ситуации управления социальными процессами, если подразделение поражено "дедовщиной"

Вообще, интересна сама ситуация, в которой находится командир. Для надёжной работы техники есть инженерная служба, подробная техническая документация и чёткая система поиска и устранения неисправностей. Инженер профессионально и убедительно покажет командиру порядок действий всех должностных лиц и т.д. При "неисправности в коллективе командир лишён такой возможности. "Инженерная служба человека в лице кадровых органов, службы комплектования, медицинской службы, воспитательной структуры, и сети помощников по праву, обеспечения безопасности и т.д. с массивом разноплановых ведомственных указаний и затрат на их исполнение ставит командира в положение единоличного заложника перед государством. Что случится, - есть с кого спросить. С одной стороны он лично отвечает за общее положение дел и в его интересах привлечь всех "инженеров к решению проблемы, с другой стороны в интересах любого ведомства не приближаться к проблеме, чтобы не оказаться в опасной зоне ответственности за всё. Любое ведомство знает, чем должно заниматься каждое другое, и ни одно не стремится работать вместе. Изначально командир остаётся один на один с "неисправностью при наличии целого штата "советчиков, что делать другому. Да и "техническая документация слишком отстаёт от требований времени, зачастую, уводит в сторону, отдаляя срок устранения "неисправности. Почему так получилось? Ответ, скорей всего, можно найти во вчерашнем политическом влиянии на тех, от кого зависело развитие общественных наук. Но нужно ли?

ОБНАРУЖЕНА "НЕИСПРАВНОСТЬ"

Обратимся к довольно мрачному тексту

Курсанты стирают форму, подворотнички сержантам; после увольнения должны приносить им деньги, сигареты, продукты, спиртные напитки. НЯ, описанные выпускниками прошлого года, сохранились. Командиры унижают "духов", избивают их ради развлечения. Это с-т А., мл. с-т М., Т., ст. л-т М. Был сбор денег с курсантов для сержантов и "дембелей". Последнюю зарплату сразу же отдал сержанту.

В санчасти как в тюрьме. Солдат унижают, не различая, ходячий он или лежачий. А на прием к врачу можно не дождаться своей очереди.

В столовой происходили скандалы, драки из-за того, что не поделили еду. НУВ поддерживает ст. л-т М. и другие офицеры. Когда рота заступала в наряд по столовой, подполковник К. лично требовал от сержантов применения физической силы к курсантам. Много побоев курсантам нанес ст. л-т П. Видел как трое офицеров: ст. л- Щ., ст. л-т П., ст. л-т Г. до полусмерти избили солдата. Потом месяцами прятали его по сушилкам и другим помещениям. От них пострадал не один солдат. На службе они иногда употребляли спиртное, а после развлекались.

В столовой молодой сержант "старому" дает лучшую и отборную пищу и масло в таком количестве, в котором тот ему скажет. Иногда на стол давали по три порции масла вместо шести. Сильные и наглые накладывают себе больше пищи, чем остальные.

Сержанты несколько раз в нетрезвом виде поднимали ночью и избивали курсантов. Воровство. Пропадают личные вещи.

Сержанты пугают "духов", кто заплатит - тот будет жить хорошо. Тех, кто не дает денег, начинают мучить, избивать, "подрывать" ночью.

Это описание начального этапа службы одним из солдат даёт всем "инженерам данного подразделения оценку профессиональной деятельности.

ПОЧЕМУ И ПОЧЕМУ?

Во-первых, наличие самой обстановки констатирует признак бессилия всей воспитательной системы в подразделении, какие бы уважаемые люди её не возглавляли, с их всеохватывающими планами, директивами, отчетами и донесениями. В подразделении не проявляется главное, ради чего существуют воспитательные органы - нравственность. Но как винить воспитателей, они так загружены чем-то важным и так добросовестно что-то исполняют, что очень трудно назвать эту деятельность бездеятельностью. Проблема?!

Во-вторых, налицо пробелы в работе кадровой службы, но они могут даже не понять о чем речь, если обвинить их в содействии НУВ. Закономерный вопрос: "Не было ли таких офицеров среди кандидатов на вышестоящие должности или учёбу? - застанет их врасплох. И может показаться вдруг, что перед вами не организатор кадровой работы, а обыкновенный писарь.

При необходимости, легко продолжить и, в-третьих, и, в-четвёртых.

Но как же не допустить повторения такого начального этапа у следующих призывников?

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ "НЕИСПРАВНОСТИ"?

Ответ слишком очевиден: "Проверить профессиональную готовность "инженеров, допустить их к устранению "неисправности, затем установить порядок взаимодействия. Практика показала, что "неисправность сравнительно легко устраняется, если допущен к работе подготовленный "инженер, который:

  • о тонкостей понимает действие механизма негативного явления вообще и может определить конкретную его динамику в каждом из подчинённых подразделений;
  • о мельчайших деталей представляет содержание, смысл мероприятий общей системы профилактической работы, значение сроков и последовательности их проведения;
  • меет своевременно предоставить информацию командиру в удобном для реальной оценки ситуации и принятия решения виде. Т.е. содержание информации должно быть достаточно полным и в обобщённом виде. Назовём этот вид, например, информационно - аналитическая картина, кому-то больше нравится - социально - психологический портрет. Само название не должно иметь большого смысла, единственное требование - практическая польза содержания.

 

Таким образом, и у командира появляется необходимость:

  1. В общем понимании смысла явления, его механизма.
  2. Представлять свою роль в организации и проведении профилактической работы.
  3. В получении достоверной информации и умении правильно оценить результаты работы для принятия обоснованного решения.

МЕХАНИЗМ ЯВЛЕНИЯ. Любой исследователь, решая практическую задачу, учитывает условия и устанавливает определённые границы для получения той или иной теоретической модели. Такой эмпирический приём помогает ему обходить многие теоретические препятствия на пути к решению.

Напомним, все наши рассуждения касаются проблем жизнедеятельности подразделений не вообще, а подразделений с подобными проявлениями во взаимоотношениях.

Это основное из ограничений-условий, которое поможет нам избежать теоретической неопределённости и значительно сократить путь к пониманию проблемы. Сделаем небольшое отступление для осмысления основного и других условий.

Итак: основное условие. В подразделении длительное время существуют негативные явления. Из этого условия следует, что никто из нынешних участников не может быть их организатором, а может только усваивать, поддерживать и передавать то, что до него было установлено.

Условие 2-е. Каждые полгода в подразделение прибывают новички. Для того чтобы добиться любой своей корыстной цели, лицу с негативной направленностью требуется принятие ими его, проверенных годами правил игры. Из этого следует, что насаждение и передача негативных форм отношений новичкам в течение первых шести месяцев службы и есть основное содержание активности носителей НЯ.

Условие 3-е. Любой новичок, попадая в систему негативных взаимоотношений, не может безнаказанно отказаться от неё. В обычных условиях жизнедеятельности выбор формы общения, поведения во многом зависит от личности человека, его жизненного опыта. В данном случае позитивная часть его личности и опыта блокирована. Учёт этого условия поможет нам избежать грубых ошибок при оценке поведения новичка, т.е. решить проблему правильного восприятия его личности.

Таким образом, рассмотрев даже часть условий, мы как-то разорвали замкнутый круг нашей проблемы. Уже на уровне здравого смысла мы с вами сняли покров таинственности с явления и увидели вполне конкретный ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ профилактической работы. Не допустить насаждение и передачу негативных форм отношений новичкам в течение первых шести месяцев службы. А это и сохранение физического и психического здоровья новичка, и признак реальной управляемости процессами подразделения.

Жизнедеятельность данного подразделения нельзя назвать управляемой. Для обозначения её состояния мы пользуемся термином - "стихийная. С введением этого термина мы будем распознавать, идёт ли речь об управляемых процессах или стихийных, неуправляемых. Это определение поможет нам разобраться в механизме "дедовщины как неотъемлемой части так называемых неуставных взаимоотношений (далее НУВ). (Аналог, но несколько в ином смысле, - "неформальная жизнь подразделения.)

"СТИХИЙНЫЕ" НАЧАЛЬНИКИ

Увидеть и понять механизм НУВ будет гораздо проще, если отвлечься на несколько минут от глобальных проблем и попробовать представить как должен вести себя нормально развитый воспитанный новичок, попавший в описанную ситуацию. А если это ваш сын?

Как-то при обсуждении очередного этапа профилактической работы у командира вполне благополучной части появились вопросы глубже обычных. Оказалось, что недавно он вынужден был посетить часть, в которой проходил службу его сын. То, что поведал ему сын, потрясло его. Но оправдания должностных лиц того, что досталось его сыну приёмом со "сколком общества" потрясло его ещё больше.

Личное отношение к сложившейся стихийной жизни играет в механизме НУВ ключевую роль. Через проявление этих отношений в поведении он запускается или останавливается.

Если наше отношение к НУВ сформировано, то мы сможем ответить и на следующие вопросы.

Как поведёт себя новичок с негативной или хулиганской направленностью "воспитания"? Как воспринимают те и другие эти "стихийные" нормы жизни? Кому легче приспособиться к таким условиям?

Оказывается, что ответы, полученные таким логическим путём, соответствуют проведенным исследованиям.

Действительно, среди большинства новичков с более высоким уровнем развития отношение к НУВ отрицательное. Мысли заняты поиском выхода из ситуации унижения. На поведенческом уровне наблюдается резкое снижение активности. Преобладает настроение подавленности.

Новички, с готовностью принимающие правила игры, имеют развитие ближе к границе средний - ниже среднего уровня. У них повышенное настроение и гораздо выше активность.

Мы с вами подошли к очень важному явлению в механизме циклической передачи НУВ - психологической иллюзии.

Нам всегда приятнее видеть перед собой человека весёлого, энергичного и беззаботного, чем угрюмого и вялого, обременённого какими-то проблемами. Но даже в обычной жизни восприятие на эмоциональном уровне может не соответствовать действительным качествам человека. В нашем случае, как мы увидим далее, ошибочное восприятие может быть далеко не безобидной иллюзией.

Командир взвода, обычно это молодой офицер с присущими у него задором и амбициями, по праву выбирает себе из числа новичков помощников и кандидатов в сержанты. Советуется со своими сержантами (из описания), сопоставляет их советы со своими впечатлениями. Он искренне желает выбрать из числа лучших, но, находясь в плену иллюзий, выбирает из числа активных. Командир взвода приписывает активным ошибочные намерения и мотивы поведения (этот процесс давно знаком психологам под названием каузальная атрибуция или причинная интерпретация). Так появляются "стихийные" сержанты, инструктора и т.д. Они успешно усваивают стихийные нормы взаимоотношений и являются основными действующими элементами в структуре НУВ.

Но бывает выбор "стихийных" сержантов и без иллюзий. В этом случае негативные качества активного хулигана пропагандируются и используются как волевые командирские качества для создания других иллюзий, иллюзий для старших начальников. С помощью "стихийных" средств создаётся вид подразделения с идеальным порядком и высокой исполнительностью. "Стихийные" сержанты с готовностью вовлекаются в другие НЯ. Если такому командиру обман удаётся, то далее следует продвижение по службе.

Такова роль иллюзий. Так рождаются "стихийные" начальники. Так появляются "стихийная" информация и "стихийная" статистика, "стихийные" расследования и "стихийные" донесения. Так появляются "стихийные" анализы, "стихийные" выводы и рекомендации. Так появляются "стихийные" планы и указания, которые уводят в сторону исполнительных "инженеров".

Так сохраняются

СТИХИЙНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Стихийные нормы - это как раз то, что усвоено и насаждается "стихийным" сержантом, образцы поведения. Знание стихийных норм лишит нас многих иллюзий.

Чем же они отличаются от подобных уже изученных наукой групповых феноменов социального контроля и социальных норм.

Во - первых. Обычно, нарушение социальных норм включает механизм социального контроля в виде осуждения и наказаний. Стихийные нормы "проще". Они сразу применяются ко всем новичкам в виде наказаний, морального и физического воздействия. Критерием степени воздействия служит субъективная оценка "стихийного сержанта: свой - чужой; выгодно - не выгодно; понравился - не понравился.

Стихийные нормы содержат набор средств ежедневных физических оскорблений "просто так и средств для "виноватых (не принёс, не достал, не... и т.д.). Кроме того, существуют обязательные по срокам и порядку проведения различные ритуалы (сто дней до Приказа, Приказ, "перевод, "распускание и т.д.).

Во-вторых. Очевидное различие в основе само регуляции отношений.

Интерес представляет психологическая основа регуляции стихийных норм взаимоотношений - СТРАХ (Взамен нравственной основы, этики и морали в социальных нормах).

Проявление чувства страха у подчинённого - основной критерий достижения дисциплинированности для "стихийного начальника. Сопровождение угрозами любого обращения к подчинённым - один из признаков "стихийного сержанта. Признак его низких общих способностей и нравственности. Психологи дипломатично называют это проявлением "неадекватных средств компенсации дефицита способностей. Можно уточнить данное утверждение, что это проявление его неуверенности в своих реальных профессиональных способностях, т.е. того же страха.

Однажды большой начальник пытался арестовать порядочного сержанта за то, что тот при подходе не проверил, застёгнут ли крючок. Крючок был застёгнут. Но по убеждению начальника сержант должен был проявить чувство страха - проверить на всякий случай. Хороший солдат должен бояться начальника. Вывод - сержант плохой, его надо арестовать. Он не предполагал, что с самого начала службы сержанта учили не угрожать другим и не бояться самому.

Нам пришлось наблюдать действия разных "стихийных начальников в различных непривычных и опасных ситуациях. У них "прирастали ноги, в буквальном смысле слова. Состояние соответствовало полной растерянности с неспособностью что-либо предпринять.

"Стихийный начальник боится сократить дистанцию общения. Сократить до уровня нормального взаимодействия и сотрудничества, как со старшими, так и с равными, и с подчинёнными. Т. е. основанные на страхе стихийные нормы взаимоотношений не предполагают ни развития, ни наличия важного показателя нормальных отношений - сотрудничества.

И в - третьих. Меняется смысл процессов социализации и адаптации новичка в зависимости от того, исходим ли мы из общепринятого понятия о социальных нормах или из введённого понятия стихийные нормы. Искажаются традиционные прогнозы о значении нервно-психической устойчивости и интеллектуального развития для обеспечения безопасности службы новичка.

Немного из статистического анализа.

Сравнивались показатели интеллектуального и психического развития сержантов подразделений без стихийных норм и со стихийными нормами. Кроме того, было проведено выделение значимых психологических факторов и их корреляционный анализ для различных групп по признаку реального поведения в подразделении со стихийными нормами. В нормальном подразделении группировать было нечего. Были получены следующие статистически значимые результаты. Все показатели среднего "стихийного сержанта были ниже среднего уровня, а моральная нормативность гораздо ниже. У нормального сержанта психическое развитие выше среднего, а интеллектуальное - гораздо выше среднего. Показатели лиц с проблемами, но без травм статистически близки показателям "стихийных сержантов, кроме моральной нормативности, у лиц с проблемами она выше. У среднего лица, получившего травму, все показатели выше, чем у "стихийного сержанта. Выше они и у лиц с суицидальным поведением. Ни в тех, ни в других подразделениях в число пострадавших не вошли лица с явно низким уровнем интеллектуального или психического развития. Эти лица слишком заметны и непонятны. Видимо "стихийный сержант испытывает страх перед непредсказуемостью их поведения и ведет себя осторожно. Дальнейшую интерпретацию легко сделать самостоятельно.

Таким образом, мы рассмотрели внутреннее содержание механизма. И этому содержанию соответствует свой "стихийный" язык.

Речь является средством выражения мыслей и формой общения посредством языка.

ЯЗЫК

Мы не против проявления эмоций посредством языка. Но, если начальник пренебрегает значением его чистоты в повседневном деловом общении, то он создаёт внутреннее сопротивление и снижение позитивной активности каждого воспитанного человека. Говоря об иллюзии, мы уже рассматривали подобное явление. То есть результат аналогичный встрече со стихийными нормами. "Привыкай к оскорблениям, не то ещё будет, мне плевать на тебя и твоё воспитание - примерно такую информацию записывает долговременная память после обработки в оперативной памяти всех четырёхэтажных указаний. Используемый запас нормальных слов может быть одним из критериев при узнавании "стихийного начальника. Выступления перед строем "стихийного начальника шокируют воспитанного новичка не меньше, чем выступление казарменного хулигана.

Усвоение казарменного сленга, вынужденное общение на нём, речь "стихийного начальника приводит к торможению позитивного мышления, что способствует насильственному принятию стихийных норм, со всеми вытекающими последствиями для новичка.

Всё выше сказанное можно подытожить.

МЕХАНИЗМ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ - это
система подавления позитивной активности в виде насаждения стихийных норм с помощью страха и языка на основе соблюдения зыбкого равновесия интересов "стихийного сержанта с его помощниками и интересов их начальника.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Вообще, название "профилактическая довольно удачно и оно в целом соответствует смыслу предлагаемых нами мероприятий, но только на следующих, повторных этапах или циклах их проведения. Длительность цикла определяется периодичностью призываемых новичков. Если вернуться к описанию "неисправность, то первому этапу мер по её устранению больше соответствует название: "Экстренные меры по наведению порядка". И действительно, первый цикл работы и по интенсивности, и по оперативности, и по затратам сил значительно превышает последующие циклы, профилактические.

Рассматривая механизм НУВ, мы иногда касались вопросов профилактики. Поэтому некоторые выводы, как нам кажется, уже не требуют повторных обоснований.

ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ: Не допустить насаждение и передачу негативных форм отношений новичкам в течение первых шести месяцев службы.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • определение "стихийных" сил и изобличение их корыстных интересов;
  • выделение и сплочение положительных сил, включение их нравственного потенциала в механизм само регуляции отношений;
  • снятие страхов у новичков.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первое, с чего необходимо начать, это получение описаний (определение "неисправности). На их основе, на основе наблюдений и результатов индивидуальных бесед складывается реальная картина, конкретный механизм, с его конкретными "стихийными" элементами, стихийными нормами и пострадавшими.

Определение конкретного содержания стихийных норм - это сравнительно простая задача для любого заинтересованного командира, тем более для профессионала - воспитателя. Оно, в основном, соответствует нормам и пол, и год, и два назад. О нём с готовностью рассказывают часть увольняемых и уволенных в запас военнослужащих срочной службы. Решение этой задачи ещё более упрощается с использованием так называемого стимульного материала (описание НУВ). Материал может применяться для письменных опросов в виде написаний сочинений, для занятий с сержантами и кандидатами в сержанты, с различными категориями командиров и начальников. С его помощью, можно также определить важные для дальнейшей работы данные о человеке: отношение к НУВ, уровень общего и нравственного развития, установки и т.д. Но независимо от того, кто будет готовить описание стихийных норм, все должны почувствовать вашу, командирскую решительность, настойчивость и уверенность.

Ваши намерения будут выглядеть убедительнее, если организована целенаправленная индивидуальная работа. При желании её можно организовать.

Уже на этом этапе, этапе изучения конкретного механизма резко снижается "стихийная" активность, но проблема еще не решена. Проявившиеся факты "стихийной активности, особенно на экономической основе, должны быть тщательно расследованы для публичного возмещения ущерба и изобличения корыстных мотивов деятельности "стихийных" сил. Должны быть вскрыты все пути и формы покушения на интересы новичка от первой бани до последней получки

Вся предыдущая работа является условием для проявления положительных сил. Она их пробуждает. Новичок перестаёт бояться показаться порядочным или умным. Появляется интерес к занятиям. Среди них, оказывается, много интересных людей. Организация спортивных мероприятий, возможность участия в художественной самодеятельности и т.д. способствует раскрытию личности новичков. Появляются истинные лидеры. Вокруг них сплачиваются положительные силы. Снижается вероятность ошибок при выборе кандидатов в сержанты. Исчезают многие иллюзии.

Общие собрания, принятие мер и кадровые изменения - мероприятия заключительной части первого цикла профилактической работы или "Экстренных мер по наведению порядка. Качество их проведения надолго обеспечивает безопасность новичка, понижает его тревожность и снимает чувство страха.

ПОЧЕМУ У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ?

Во-первых, так, решит КОМАНДИР.

Во-вторых, уже давно пора.

В-третьих, мы высвободим для управления огромную энергию позитивных сил взамен дорогостоящего самообмана о перевоспитании "незаменимого", "стихийного помощника.

ИНФОРМАЦИЯ, ЕЁ АНАЛИЗ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Важность этого пакета вопросов очевидна и требует отдельного рассмотрения. Это и объём и форма информации, её содержание и достоверность. Это вопросы обмена информацией, а, значит, и вопросы взаимодействия. Это вопросы создания Базы данных и обоснованной статистики, а, значит, и вопросы повышения профессионализма в анализе ситуаций и т.д. и т.д.

Всё изложенное выше, тоже относится к информационной сфере. Мы уверены, что её анализ, выводы и подготовку решений Вы успешно проведете. Не думаем, что результат будет существенно отличатся от наших рекомендаций. Хотя мы готовы обсудить все возможные противоречия.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Как вы поняли из описания "неисправность, мы рассматривали и решали проблему на примере и для Школы младших специалистов. Путь решения проблемы в боевых частях несколько сложнее, хотя принцип тот же. Например, в частях возникают дополнительные, в связи с "уроками Школы, задачи: задача учёта степени усвоения и принятия стихийных норм; задача защиты от переноса этих норм, задача психической реабилитации после нахождения в течение шести месяцев в стрессовой ситуации и многие, многие другие. В этом примере находится также ответ на естественный вопрос: "Почему мы начали с решения проблем в Школе младших специалистов? Порой слишком поздно распознаётся опасность пружины "стихийного специалиста заведённой в Школе. Свои мысли и наблюдения из практики решения этих и других задач мы более глубоко представили в книге "Динамическая модель группы: теория и практика развития группы, организации.

С пожеланием успехов В. Мельников
02.02.2005