Для практики войсковых психологов

 

Уважаемые Начальники суворовских училищ и кадетских корпусов!

Если Вам покажется, что выпускники, которые высказались о своих проблемах во время учебы, могут быть вашими выпускниками, то не упустите возможность – мы можем помочь Вашим заместителям по воспитательной работе и психологам "забыть" о подобных проблемах через полгода после начала внедрения эффективной профилактической технологии.

Для начала мы предлагаем ознакомиться с ситуацией в 1-м, 2-м, 3-м СВУ и 1-м, 2-м, 3-м КК (количество СВУ и КК выбрано только в интересах сравнения и названия мы намеренно не указываем).

А далее всё в Ваших руках. Мы верим в Вашу Честь!

 

 

 

Ситуация в СВУ № 1

2004 год

- процветает "дедовщина", издевательства, глумление, физическое насилие; вымогательство, как со стороны старшекурсников, так и со стороны офицеров, в том числе и поборы с зарплаты;

- безнаказанная "казанская мафия" заставляла за них делать контрольные, не давали учиться, оказывали давление не только на суворовцев, но и на офицеров; из-за них я сам хотел отчисляться на третьем курсе – было очень тяжело. Частые случаи воровства: деньги, сотовые телефоны и т.п., если не своровали, то отбирали;

- избивали сослуживцы за то, что был "самым умным" до тех пор, пока не схватил стул в руки и пригрозил, что ударю; постоянно на что-то сдавали деньги;

- расписывались в ведомости за 100 рублей, а на руки выдавали 60-70 рублей; тотальное воровство, никто не пытался повлиять на ситуацию, командир роты только говорил: "Найдите мне вора, а я его отчислю";

2005 год

- унижение, одни постоянно работали и ходили в наряды, а другие нет, словесные оскорбления и др.;

- в первую очередь надо было себя поставить: не молчать, отвечать на унижения силой, не быть "терпило";

- "чморили" тех, кто не отвечал на унижения и "стукачей";

- была казанская мафия, вымогали деньги, за них выполняли контрольные работы запуганные суворовцы; один из мафии был командиром отделения, его все боялись, а начальники думали, что он лучший командир; СВУ – это школа выживания, в основном 1 и 2 курс;

- третьекурсники, находясь в наряде, заставляли первокурсников за себя работать; воровали зарплату, мобильные (их никто поэтому не привозил в СВУ); в год сдавали по 800 рублей, иногда расписались за зарплату, но денег не получали;

- на 3 курсе я не издевался, просто в буфете просил купить у первокурсников пирожок и т.п.; офицеры не занимались "дедовщиной", т.к. считали, что нам и так достается от старшекурсников.

2006 год

- Бывали случаи, когда старший курс издевался над младшими, забирал деньги, отнимал телефоны. Таких людей единицы, которые строят погоду во взводе, в роте и даже в училище. Кажется, что нормальных людей большинство, и они могут изменить положение дел в армии, но этого не происходит, т.к. они боятся этой группы людей, которая и делает погоду. В основном этой группой управляет три, четыре человека, а остальные как бы выслуживаются перед ними, предлагая разные услуги. Тем самым как бы присоединяясь к этой группе людей. Но на самом деле эти три, четыре человека набирают себе людей не из-за дружбы, а только для массы, для своих коварных планов и для защиты от той части суворовцев, которые хотят изменить положение дел в роте, в училище в лучшую сторону. Я пытался препятствовать вымогательству денег, но не смог вступиться за всех, мне приходилось защищать самого себя. Я не смог изменить положение дел в нашей роте, т.к. меня никто не поддерживал, все боялись тех людей, которые пользовались "авторитетом". Они говорили, что мы лучше отдадим стипендию и будем жить спокойно ближайший месяц. Но это не так. Так называемые "пацаны-авторитеты" роты, училища не успокаивались на этом и хотели всё больше и больше, видя, что им никто ничего не может сказать в ответ и постоять за себя. На мой взгляд, этих людей излечить трудно. Нужно объединять тех людей, которые против "дедовщины" и которые по-настоящему хотят избавиться от неё навсегда, а не тех, которые мирятся с этим и думают, что проживут эти два-три года так, как есть. Но так им придётся жить не два-три года, а всю свою жизнь. После каждых каникул мы должны были собирать по 500 рублей. Если мы не сдавали, то нас не отпускали в увольнение, грозились не отпустить в отпуск. На первом курсе сдавали все, т.к. были глупыми и думали, что это и вправду на нужды роты, но потом поняли, что это не так и стали сдавать не все, не боясь натиска со стороны командования.

- Третий курс – он как "деды" в армии, т.е. пытается восстановиться, им уже не охота "запрягать" первокурсников. Третий курс пытается следить за порядком или пытается сделать так, чтобы быстрее бы закончить, как бы не "залететь". Второй курс с первых дней начинает проявлять к первокурсникам плохое отношение, они думают так: " Нас " щемили" и теперь мы вас будем "щемить" ". Находятся так же земляки, которые присматривают за младшими. Второй курс – это середина. Как говорится, первый курс – это жмоты, второй – кадеты, третий – господа кадеты (короли). Первый курс сами себя загоняют в такую ситуацию, наиболее выгодную для второго курса. Наиболее ярко "дедовщина" проявляется в наряде по столовой. Первый курс работает на второй и третий, и при этом и начальник столовой и офицеры (многие) закрывают на это глаза, ставя третий курс старшими официантами. Т.е., чтобы он контролировал, но сам ничего не делал, всё равно делать ничего не будет. Это мнение офицеров. За время учёбы меня интересовал вопрос: почему мы сдаём с первого курса каждую четверть по 500 рублей. Как говорят офицеры, на нужды роты. Но почему тогда мы учимся на полном гос.обеспечении? Мои родители не так обеспечены, но, тем не менее, мне приходилось сдавать по 500 рублей. Были случаи, когда мне приходилось " получать" от третьего курса, когда объяснял им, что младших трогать не надо. Также в каждой роте были свои авторитеты, дети богатых родителей. Эти люди пользовались тем, что их прикрывали офицеры, а сами начинали беспредел. Во время формирования взвода этот человек начинает присоединять к себе людей похожих на него и этой своей группой (авторитетами и приближёнными) начинались "гноение" хороших ребят, всячески ущемляли их. Но был во взводе положительный лидер - спортсмен, хорошист, пример училища. К таким я испытывал большую симпатию.

 

 

 

Ситуация в СВУ № 2

2004 год

- со стороны командиров – двуличие, давление физическое и психологическое; было пять «уродов», мы писали рапорта, чтобы их убрали, держали в строю по два часа, перед тем, чтоб что-то довести;

- был один младший командир, который добивался получения отличной оценки любым способом;

- что-то нужно было купить, собрали десять тысяч, а отчитались перед нами только за пять тысяч, где остальные – непонятно.

2005 год

- взвод третьекурсников при всех товарищах толкает по кругу первокурсника, снимает с головы шапку ногой или ударяет по голове, если шапка на затылке, удар по рукам, чтобы не держать руки в карманах, удар в грудь, если пуговица расстегнута, вымогали деньги. Это у нас было редко, но некоторые не выдерживали. Лично мне ничего не мешало жить на первом курсе, т.к. у меня было много друзей на первом курсе;

- унижение людей, которые не могут ответить, причем унижают их чуть ли не всем взводом;

- избиения, унижения моральные и физические;

- массовые драки между младшими и старшими курсами, 3 курс заставляет работать за себя в столовой и др., иногда силой;

- старшие курсы заставляют выполнять работу, поставленную начальством, младшие курсы; вымогательство денег у младших не только со стороны старших курсов, но и со стороны начальников и командиров; избиение, унижение человеческого достоинства.

2006 год

- в училище существует деление военнослужащих по сроку службы на «духов», «черпаков» и «дедов». В первую очередь надо избавляться от этого, т.к. это деление представляет собой разные права, которыми обладают «духи», «черпаки» и «деды», а если этого не будет, значит, все между собой будут равны. Когда я был на первом курсе, мне пришлось испытать на себе «дедовщину». В помещении запрещалось ходить в головных уборах – их сбивали, иногда и рвали. За то, что руки были в карманах, могли и врезать, зато «деды» могли всё это делать. В чайной, пока не купят себе «деды» и «черпаки», «духи» не могли себе ничего купить. На КПП у нас дежурил 3 курс, и когда приходили родители, то дежурные забирали часть еды как пропуск. Ещё мне не нравился сбор денег. Раз в полгода собирали по 2000 рублей на нужды роты, но ни разу не отчитались за истраченные деньги. Обещанный ремонт во взводе так и не был сделан. Помимо этого деньги собирались на подарки офицерам и преподавателям внутри взвода. С моей ротой постоянно проводили офицеры беседы по поводу «дедовщины», и нам постоянно говорили, что нас отчислят, но всё равно деление на «духов», «черпаков» и «дедов» осталось, а значит осталась и «дедовщина».

- Мне было попроще, чем остальным, я учился в роте, где был офицером-воспитателем мой отец.

- Я считаю, что решение офицеров по отчислению суворовцев за грубые дисциплинарные проступки (алкоголь, самовольные отлучки и НУВ) правильное. Если этого не делать, то обучающиеся начнут садиться на шею. Были стычки между суворовцами разных курсов, но как таковой массовой прямой агрессии и притеснений я не наблюдал. С приходом нового начальника училища стали больше уделять внимание дисциплине и военным дисциплинам.

 

 

 

Ситуация в СВУ № 3

2004 год

- запомнился самый первый наряд по столовой: старшекурсники избили так, что вся грудь была синяя от побоев, и каждый наряд избивали до синевы;

- на втором курсе меня избили четверо пьяных старшекурсников, потом целый месяц лежал в госпитале, но расследование не было назначено;

- страшные поборы со стороны старшекурсников; из зарплаты постоянно забирали на какие-то нужды, никогда не получали полную зарплату;

- ломали носы, отбивали почки, было заведено уголовное дело – одного отчислили; был «стукач», но его так и не вычислили;

2005год

- бывали стычки, это было очень неприятно; заставляли за себя работать, кто не хотел этого делать, того били, унижали. Гораздо хуже была «дедовщина» в роте по сравнению со старшим курсом. Как правило, были в каждом взводе небольшие группы, которые насаждали «дедовщину». Остальные – кто шел на поводу, а кто и нет.

- унижение личного достоинства своего сослуживца перед большой аудиторией ради смеха или удовлетворения своих потребностей;

- в коллективе роты «дедовщина» являлась практически образом жизни. Во взводе было много, так сказать, зачинателей «дедовщины», которые всячески пытались ущемить права или поиздеваться над более слабыми и беззащитными.

 

 

Ситуация в КК № 1

2005 год

- моральное унижение старшим курсом людей, прибывших для зачисления в корпус;

- были случаи при поступлении и во время учебы отчисляли за унижение и оскорбление товарищей;

- в нашем лексиконе присутствовали термины, которые не присущи кадету, суворовцу: «дед», «дух» и т.д.; были драки, но только среди однокурсников.

2006 год

- Есть отдельные личности, которые своими поступками стремились развалить кадетское братство. Они пытались влиться в круг кадет, имеющих наиболее явный престиж, а потом, пользуясь этим (прикрытием со стороны наиболее сильной половины) унижали обучающихся, которые явно были слабее них, убывали в самовольные отлучки, зная, что если их поймают, наказание понесут все: от офицера вплоть до простого рядового кадета. Окончательно завладев ситуацией, нарушители пытались распространить весь свой негатив на весь личный состав роты, но многие кадеты не могли принять такой образ жизни в кадетском корпусе. Одним из таких людей был я. На мой взгляд, вина в возникновении проблемы такого рода в нашем корпусе – это халатное отношение офицеров к проступкам кадет. Некоторые из кадет, совершив дисциплинарный проступок, остаются не наказанными, это раскрепощает их действия и в подсознании возникает мысль, что за всё содеянное вряд ли они понесут ответственность.

- Много было конфликтов, причина была только одна – кто круче и сильнее.

- Было много случаев, когда я слышал от своих парней (кадет): «Я не хочу этого делать, лучше я пойду и найду себе замену и «запрягу»». Особенно много этого бывало на парко-хозяйственном дне, когда всех распределяют по своим рабочим местам (территория, туалет, взлётка). А у нас в роте был такой старшина, которому было наплевать на то, кто сделает эту работу, главное, чтобы было чисто. Я много раз подходил парням и говорил: «А не лучше ли сделать это самому?» Некоторые понимали, а многие не понимали. У нас в роте было унижение не первого курса, а нашего второго. Пару раз мне удавалось разнять драки и даже померить кадет.

- Проблема «дедовщины» как таковая проявлялась в большей мере на словах, чем на деле. Были понятия «дух», «дед». Первый курс «духи», второй «деды». На каждом курсе существовали кадеты «опущенные» в данном коллективе. Им доставалось больше всех. Имелся другой род кадет, которые имели влияние на вышеуказанных. Это были люди либо из блатных компаний, либо дети больших начальников, которых родители отправили, чтобы они были постоянно под присмотром офицеров. На данную ситуацию «дедовщины» трудно было повлиять, т.к. у многих людей понятие армии и ПТУ с военным уклоном смешалось в одно единое.

 

 

 

Ситуация в КК № 2

2004 год

- избивали, устраивали «коридор» (третий курс выстраивался на лестнице с первого по четвертый этаж, первокурсники сбегали по одному с четвертого этажа, их каждый старшекурсник должен был толкнуть или ударить, если появлялась кровь, то этот человек больше не участвовал), полтора года назад сменился начальник и стал отчислять за неуставные взаимоотношения;

- за 100 дней до выпуска старшекурсники не едят масло, на 50 дней водят хороводы, а за 10 дней берут на плечи первокурсника и бегают с ним;

- при поступлении родители отдали спонсорский взнос две тысячи рублей, и мы по пятьсот рублей привозили из каждого отпуска, отпускные (пайковые) могли получить наполовину или вообще могли не получить, за зарплату расписывались, но не всегда ее получали;

2005 год

- унижение достоинства человека; на кафедрах «летали» по коридорам, в столовой работали в 3 раза больше, чем положено, в чайной платили в 2 раза больше, чем положено, по форме одежды лучше не говорить (это не описать); мы хоть и страдали на 1 и 2 курсах от унижений, но на 3 курсе не «отрывались», не отыгрывались на младших курсах;

- заставляли что-либо делать принудительно и т.д.;

- «дедовщина» была в отношении старшего курса к младшему;

- физическое оскорбление личности, которое не все могут выдержать; заставляли более слабых силой и духом выполнять самые тяжелые работы;

- после отпусков привозили по 500 рублей на нужды роты; «дедовщина» была со стороны комбата – избивал, унижал морально, «давил» Уставом, за все спрашивал с командиров, потом физически старался не унижать; на первом курсе нас избивали старшекурсники, избили за то, что идя по коридору улыбался; делали нам «коридор» и второй курс и третий, ставили «на счетчик» на сигареты, в наряде по столовой разбивали фарфоровые тарелки о голову, бросались подставками под горячее по ногам за сто дней до выпуска; отличника «чморили», избивали свои же; был случай: первокурсник хотел повеситься, но его вовремя сняли из петли; старшекурсники напивались, выбрасывались из окон; по разговорам с суворовцем из Казанского СВУ – там вообще, «малолетка».

2006 год

- По прибытии на первый курс я сразу встретился с таким явлением, как сбор денег на нужды батареи. Мы сдавали по 3 тысячи рублей. Меня это очень возмутило. В течение трёх лет мы неоднократно сдавали деньги, а причину для сбора командир батареи всё время находил. Но я с этим не соглашался, потому что я из неполной семьи и таких денег у нас не было. Также меня очень возмутило, когда с нас собрали деньги на выпускные альбомы и значки, которые, как мне казалось, государство должно было точно нам выдать. «Дедовщина» у нас тоже была. Она выражалась в физическом насилии старшего курса над вторым курсом. Постоянные драки на кафедрах, «застёгивание» ремней, «поправка» головных уборов и т.д. С этим наш взвод пытался бороться. Когда старший курс пытался избить нас, мы сплачивались и били в ответ. Может быть, это было и не правильно, но это было единственное решение проблемы, потому что офицерский состав мало уделял внимания данной проблеме. Это те основные проблемы, которые меня больше всего затронули в К…К и которые я считаю нужно устранять.

- В К…К над нами были насмешки со стороны 2 и 3 курсов. За нами всегда следили, чтобы все были «затянутые», пуговица застёгнута, планшет подтянут. В случае, если меня с чем-то замечали, останавливали и могли ударит в грудь, пнуть планшет. На первом курсе нас считали маленькими и старались быть не сильно. Но перейдя на второй курс, начинался ужас. Третьекурсники стояли взводами в «коридор» и второй курс, проходящий по лестнице на уроки, уходил оттуда еле живыми. Там били ни за что. Там били за то, что ты второй курс. Когда я перешёл на третий курс и прошёл через два предыдущих курса и смотрел на своих друзей, которые как бы «отрывались» на младших кадетах также, как издевались над ними, я просто не узнавал их. Когда я видел издевательства, я сразу же представлял себя на месте того, кого били и вспоминал, как мне было обидно после таких случаев, после чего я и несколько моих друзей пытались предотвратить и как-то уничтожить эту «дедовщину». Я вам честное слово говорю, я пытался! Меня многие поняли и перестали издеваться. Но есть люди, у которых это в крови заложено: «Если меня били, то я тоже должен бить и издеваться». К концу третьего курса начальник корпуса жесточайшим образом взялся за «дедовщину». Те люди, до которых так и не дошли мои объяснения и предупреждения начальника, те уходили. Мне если честно, было их не жалко, потому что я ненавижу издеваться над людьми, т.к. я сам человек и мне никто не давал такого права. Офицеры к «дедовщине» относились тоже отрицательно. Они боролись, но всё равно мало что получалось. Я не хочу, чтобы поступив в училище надо мной издевались также, как в К…К на втором курсе. Я никогда не позволю открыть в своей голове «дедовщину» как положительное качество. И будучи офицером, никогда не позволю солдату издеваться над солдатом. Конечно, может у меня это не будет получаться, но я буду очень стараться. «Дедовщину» уничтожить очень тяжело. Спасибо за то, что дали высказаться.

- Поступив в К…К, я встретился с проблемой – «дедовщина». Мне не нравилось, когда первый и второй курс привлекался на работу за третий курс. Всю плохую работу заставляли делать, то, что сам не хотел делать 3 курс. Били второй курс за ремни, за фуражки. Отбирали деньги, заставляли покупать что-нибудь в буфете. За пререкание со старшим курсом били кулаком в грудь. Если нечаянно задел плечом старшекурсника, то он тоже ударит в грудь кулаком. Есть у третьего курса традиция, так называемый «коридор»: встают на лестнице друг против друга, и когда поднимается второй курс, просто бьют ногами в разные места и без причин. У меня во взводе было 17 человек и только трое, включая меня, хотели, чтобы не было «дедовщины». Было бесполезно что-либо предпринимать против 14 человек. Мы просто не участвовали в их мероприятиях. Всех били, все прошли путь с первого курса до выпуска, но очень мало, даже единицы тех, кто хотел бы прекратить «дедовщину». Все говорят: «Меня били, и я буду бить». Били из-за того, что ремень распущенный или кепка на затылке.

Офицеры у нас тоже были непостоянные: уходили, приходили. На первом курсе у нас был офицер-воспитатель капитан, который собирал деньги на ремонт, на парты, стулья, но мы этого ничего не видели. Просто он забирал у нас деньги, и я считаю, что и это относится к «дедовщине».

- Офицеры собирали с нас деньги на всякие ремонты, хотя мы находились на полном гос.обеспечении. Так же мне не нравилось, что ком.бат, найдя телефон у кадета, мог разбить его; офицеры могли подстричь кадета как-нибудь криво так, чтобы ему пришлось стричься налысо.

 

 

 

Ситуация в КК № 3

2004 год

- физическое и психическое унижение, из 23 человек во взводе до 10-12 «блатных». Они очень плохо относились к отличникам. Давили физически и психологически, некоторым пришлось даже отчислиться, а одного вынули из петли (дневальный успел);

- первый курс - это «духи», второй курс – это «черепа, черпаки», третий – «деды», четвертый – «дембеля». Во всех СВУ так;

- зарплата была всегда, сборы на учебники, ремонт и т.д. организовывали через родительский комитет;

2005 год

- у нас было братство в роте, но оно скорее похоже на братство животных, стада, а не людей. Не было дружбы, настоящей дружбы в коллективе, дружили только по двое или по трое, да и нас не отбирали с целью, кто кому нравится;

- прежде всего, унижение личности, из-за этого человек становится злым и замкнутым в себе. То, что выживает сильнейший (я имею в виду физически, а не умственно) и не дает подняться на ступень выше слабым, но умным людям, вместо того, чтобы им помочь. Сейчас для многих людей моего поколения стало чуждо чувство сострадания, желание помочь; неправильное воспитание. Когда я попал в корпус, я понял, что такое школа, а главное что я понял – все познается в сравнении;

- издевательства моральные и физические над людьми более слабыми как морально, так и физически. Некоторые считают, что так и должно быть, а остальные - против, так и живут все в двух лагерях, унижение прав и достоинства кадета, неудачные шутки, издевки, всякого рода «подкалывания». Я пытался пресекать всякие проявления «дедовщины», но если бы я занялся этим вопросом более широко, то мне просто-напросто не дали бы мне спокойно учиться в стенах Кадетского корпуса;

- наказание старшим курсом младших за их проступки;

- младшие командиры решали вопросы за счет подавления личности физически.

2006 год

- Может быть, у нас сложилось бы всё по-иному, но общими силами роты мы смогли удержать некоторых наших кадет от морального разложения. Самые сильные люди имели свой вес в коллективе роты, но мы могли их в любое время осадить, если зарывались. У нас была хорошая рота, но жаль, что «мыслить» мы начали далеко не сразу.

- «Дедовщина» заключалась в том, что старшекурсники отбирали таксофонные карточки, заставляли мыть за них посуду в наряде по столовой, отбирали еду в кафетерии. Конечно, наша рота на первом курсе натерпелась издевательств. На 4 курсе мы решили, что «дедовщины» не должно быть и пытались хоть как-то устранить её. Наша рота дралась с 10 классом за то, что они отбирали деньги у младших курсов и т.д. А однажды был инцидент в столовой. Прапорщик из 1-й роты (10 класс) начал, ни с того ни с сего, выкручивать пальцы одному из кадет. Все «подорвались» на защиту и всё успешно закончилось. Но всё-таки нужно решать вопрос не с помощью кулаков, а с помощью психологии.